12 родительских приказаний, калечащих жизни детей (по Э. Берну)
Как часто в ситуациях своей жизни мы вдруг узнаем «чужие» сценарии? Быть может и не совсем чужие, а мамины, папины, бабушкины, тетины.

Иногда в памяти всплывают какие-то слова, фразы из детства. И быть может, именно они попадают прямо в точку сегодняшней ситуации. Возникает вопрос: «Откуда тогда было известно то, что происходит сейчас?»

А может, те слова и фразы, которые мы слышали наиболее часто в своем детстве, и спровоцировали наши взрослые проблемы, неудачи. Как понять, кто на самом деле виноват в том, что не сложилось, не получилось. Я сам или кто-то?

Бывает ощущение, что живешь «чужой» жизнью, в которой все заранее кем-то спланировано, запрограммировано. Но тогда Кем? Зачем? Почему?

Подобные ситуации означают наличие полученных в детстве негативных родительских установок. Они не всегда заметны сразу, но приводят к повторению одной и той же модели поведения, которая не является выигрышной и приводит к постоянным проблемам.
Возможно у кого-то была напряженная обстановка в родительской семье. У кого-то в детстве был отрицательный опыт попыток самоутвердиться. Может родители постоянно контролировали активность ребенка, внушая ему его ущербность через свои запреты, приказания.
Став взрослыми мы часто не замечаем как, что и в какой форме говорим своим детям, близким, особенно когда находимся в состоянии эмоционального возбуждения. А ведь не редко даже самые безобидные на первый взгляд фразы способны запустить негативный жизненный сценарий, разрушить уверенность в себе, понизить самооценку, искалечить жизнь.

12 способов искалечить жизнь своему ребенку, через родительские приказания

Термин родительские приказания был введен в современную психологию Э. Берном - отцом транзактного анализа. По его мнению, во время транзакции (взаимодействия) человек внутренне находится в одном из состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок и ведет себя согласно этому состоянию, реализуя тот или иной сценарий взаимодействия.

Так например при общении Ребенка и Родителя, Ребенок может реагировать на собеседника как на своего родителя, реализовывая полученные в детстве установки, чувствуя страх, растерянность, беспомощность, обижаясь, капризничая, ведя себя безответственно.

Э. Берн утверждал, что значимые послания родителей запоминаются детьми и в дальнейшем влияют на их взрослую жизнь, реализуясь в процессе общения и возможно даже передаваясь на бессознательном уровне следующему поколению - детям детей. Среди огромного количества слов и выражений, применяемых родителями, было выделено 12 посланий, оказывающих наиболее деструктивное воздействие на судьбы детей. Их назвали родительскими приказаниями.

12 родительских приказаний по Э. Берну:

1. Не живи! (Сгинь, умри)
«Зачем мне такой ребенок», «У других дети как дети, а у меня...», «Я отдала тебе столько сил, а ты...».

Эти и подобные фразы помогают родителям управлять своими детьми, вызывая у них чувство вины даже по одному факту присутствия в этой жизни. Подобными фразами родитель перекладывает свою ответственность за нерешенные вопросы и проблемы на ребенка. Для психики ребенка этот груз невыносим, он подсознательно ищет способ его облегчить. И один из способов – получить наказание. Дети неосознанно ищут ситуации, в которых их накажут за что-то реальное и понятное им. Например, испорченные вещи, плохое поведение, драка. Так же послание «Не живи» содержится в ситуациях, физического или вербального оскорбления детей, в высказывания матери о сложных родах, о нереализованных из-за появления ребенка возможностях и т.п.

2.Не будь ребенком!
«Ты что маленький?», «Думай, уже большой».

Подобные приказания подавляют детские желания, стремление к творчеству, проявлению себя.
Показателями присутствия подобного приказания у взрослого человека может быть ощущение дискомфорта в присутствии других детей, скованности в ситуациях связанных с проявлением себя. Иногда с «Не будь ребенком» ассоциируется «Не радуйся» и тогда человек получает запрет на радость, веселье, удовольствие, расслабление.

3. Не расти! (Оставайся маленьким)
«Ты же еще маленький», «Что, взрослым стал», «Мама всегда будет рядом», «Куда спешишь, вырастешь, все успеешь».

Подобное приказание дают своим детям родители, которые в силу тех или иных причин боятся, что их ребенок станет взрослым, перестанет нуждаться в них, уйдет и будет жить своей жизнью. Что они потеряют свою роль хорошего родителя или, например, что дочка станет привлекательнее, сексуальнее матери и будет вызывать сексуальную реакцию у отца.

4. Не думай! (Не принимай решения)
«Хватит умничать», «Развел демагогию», «Умный, как утка», «Не думай, забудь».

Подобные фразы с одной стороны призваны отвлечь от какой-то травмирующей ребенка ситуации, а с другой стороны лишают возможности научиться решать самому свои проблемы. Так же они понижают самооценку ребенка тем, что ставят под сомнение его способность мыслить самостоятельно, принимать решения.

5. Не чувствуй!
«Мальчики не плачут», «На маму нельзя сердиться», «Девочки не показывают своих чувств».

Эти фразы можно услышать от родителей привыкших сдерживать свои собственные чувства и блокирующих проявление чувственности и телесной чувствительности у ребенка. Закладывает развитие различных проблем и психозов в жизни. Одна из разновидностей данного приказания: «Чувствуй не как ты, а как я». Например, «Я замерзла, надень носки».


6. Не достигай успеха!
«У меня нет высшего образования, но я все делаю, чтобы ты его получил».

Такие приказания отдают родители, которые ревностно относятся к достижениям и успехам своих детей или завидуют им. Их дети чаще всего хорошо учатся, старательные, выполняют все задания. Но в самый ответственный момент, например тестирования, такой ребенок может «провалиться», бессознательно выполняя родительское наставление.


7. Не будь лидером! (Не будь первым, лучшим)
«Будь как все», «Не высовывайся».
Эти и подобные приказания даются родителями, обеспокоенными тем, что они могут вызвать у других людей чувство зависти. Воспитывают «исполнителей», которые боятся играть ведущую роль.


8. Не принадлежи!
«Как с тобой трудно», «Ты такой застенчивый».
Подобные приказания передаются родителями, имеющими проблемы в общении и закрывающие их при помощи своего ребенка. Ребенок их единственный друг, он особый, исключительный и т.п. ему не место среди «недостойных» его сверстников. Обрекает ребенка на сложности социализации в группе.


9. Не будь близким!
Смысл подобного приказания похоже на предыдущее, но используется для межличностных отношений. Содержит запрет на эмоциональную и физическую близость. Внушает, что любое проявление близости опасно, что доверять никому нельзя, кроме родителей или одного родителя.

10. Не делай!
«Не делай сам, подожди меня», «Руки - крюки», «Я сама».

Подобное приказание сообщает ребенку, что он ни на что не способен. Мешает действовать самостоятельно, побуждает откладывать любые начинания, затягивать свои действия, мешает активной реализации во взрослом возрасте.


11. Не будь самим собой!
«Почему кто-то может, а ты нет?», «Стремись стать таким, как твой отец (другой идеал)».

Эти и подобные приказания выражают родительскую неудовлетворенность своим ребенком. Призваны вызвать у ребенка чувство неудовлетворенности собой, зависти к идеализируемому объекту, попытки походить на него, не обращая внимания на собственные потребности и желания.


12. Не чувствуй себя хорошо! («Не будь здоровым»)
Примером подобного приказания могут быть фразы: «Несмотря на высокую температуру, он хорошо написал контрольную», «Ой, какой ты бледный».

Фразы, которые приучают ребенка, что внимание можно получить во время болезни, плохого самочувствия. И что в эти периоды ценность любого действия повышается в разы. Опасно тем, что в сложных жизненных ситуациях может реализовываться данный сценарий.

Узнав в прочитанном выше что-то из своей жизни, не начинайте оправдывать свои неудачи полученными родительскими приказаниями. Подойдите к ним с позиции взрослого осознанного человека. Э. Берн считал, что человек может внутренне разрешить себе больше не следовать прежнему жизненному сценарию. Осознать свои ограничения и действовать новым более эффективным способом. Настроить внутри себя баланс собственного состояния Взрослого – реально осознающего окружающую действительность и реагирующего на нее из состояния «здесь и сейчас».



Проработайте свои ограничивающие убеждения и установки, разберитесь, что именно мешает вам достигать успеха. Начните менять свои привычные модели поведения на более выигрышные, свободные от прежних родительских приказаний. И конечно же, общаясь со своими детьми, будьте внимательными и осознанными. Постарайтесь не давать своим детям деструктивные родительские приказания.

Успехов вам на пути к себе!


Автор: Бурим Жанна